„Поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера.“
Мария Монтессори

Для родителей

Принципы Монтессори

Подход Монтессори к образованию лежит на нескольких фундаментальных принципах:

Дети имеют различные потребности в разные периоды своей жизни

Мария Монтессори определила четыре этапа развития в жизни ребенка: от рождения до 6 лет, 6-12, 12-18, 18-24.

Многие психологи описывали эти различные этапы, но только Монтессори предложила образовательный подход, основывающийся на знании этих этапов. Она дала новое определение самому понятию образования, обозначив его как "помощь жизни”, что предполагает, что если мы будем поддерживать естественное развитие детей на каждом этапе, то мы обеспечим оптимальное развитие человека в целом. Она предположила, что существует уникальное время в жизни каждого ребенка, когда он в наибольшей степени способен сделать определенный шаг в своем развитии. Крайне важно давать детям возможность освоить определенные навыки в наиболее подходящий для этого момент, чтобы они смогли реализовать свой собственный потенциал.

Дети учатся особым образом

В первые шесть лет жизни может показаться, что юный ум только и делает, что впитывает все вокруг себя. Это означает, что новорожденный ребенок может выучить любой язык и приспособиться к любой культуре, просто живя в ней. Монтессори предположила, что большое внимание должно уделяться образованию в первые шесть лет жизни, когда дети учатся с совершенной легкостью.

Дети обладают естественной тягой к знаниям

С момента рождения маленькие дети стремятся ориентироваться и исследовать предметы в своем мире. Они приобретают абстрактное понимание обо всем на основании собственно опыта, они движимы желанием быть независимыми и хотят найти способ общаться с окружающими их людьми. Они стремятся ощупывать предметы руками, чтобы понять, что они из себя представляют: это помогает детям сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, стоящей перед ними, и повторять действия, все более оттачивая их. Эти стимулы к развитию являются частью естественного поведения, которое человеческие существа несут с собой по жизни и которое помогает детям развиваться и адаптироваться к своему новому миру.

У детей есть уникальные возможности для приобретения новых знаний

У детей есть периоды, когда они особенно чувствительны к определенным вещам, происходящим вокруг них. В первые шесть лет жизни они стремятся найти деятельность, которая поможет им выучить язык, координировать свои движения и развивать ум, который поможет им разобраться в окружающем их мире. Эти «сензитивные периоды» длятся ограниченный период времени и заканчиваются к моменту достижения детьми шести лет. Они как бы представляют график естественного развития, и подход Монтессори уделяет большое внимание тому, чтобы каждый ребенок следовал своему индивидуальному графику развития в течение первых шести лет жизни.